среда, 18 сентября 2013 г.

«Первое знакомство»

Стоял солнечный, осенний  день. Листья уже кое – где пожелтели, воздух был прозрачен и свеж. Малыши копошились в песочнице. Я наклонилась, рука схватила горсть песка, он был теплый, шелковистый. Высыпав песок обратно, я встряхнула ладонь, крошечные песчинки прилипли к ладони. Память мгновенно перенесла меня на несколько лет назад….
Я девятиклассница, сижу на уроке литературы и внимательно слушаю Анну Сергеевну, нашу учительницу литературы. Анна Сергеевна дает нам задание приготовить рефераты. Тебе, Вера, поручаю рассказать нам о творчестве  поэтессы Фаризы Унгарсыновой.  Я теряюсь, поэзию я не люблю, да и с творчеством Фаризы Унгарсыновой я не знакома. Вот и познакомишься, спокойно заключает  Анна Сергеевна,  и перед  классом  выступишь. И вот я в библиотеке, библиотекарь, седая женщина, выносит мне небольшую белую, с незатейливым синим узором книгу, а я удобно устраиваюсь в небольшом горчичного цвета кресле с деревянными подлокотниками, открываю книгу и забываю обо всем. «Озарение», так называется сборник, и это соответствует моему настроению и состоянию. Стихи автора, наполнены раздумьями о родной земле, о любви, о чистоте и благородстве человеческих отношений.

«Подобьем грохоту копыт
Вблизи души, как близ аула,- что буря? – время пролетит
Я рада! Я – частица гула.
И  кажется могу к луне, приблизиться и упоенно
Ночь осветить родной земле, чтобы весь мир смотрел влюбленно»

Ее стихам, почему то безоговорочно веришь, они становятся созвучны , твоему сердцу.. Произведения Фаризы мудры, но она и не пытается поучать, кажется, что она обращается к твоему уму и душе. Фариза не боится быть откровенной

«Тогда- то
И вышло солнце, но его лучей
Твои объятья были горячей,
и я не знала, что со мной творилось,
и новых чувств прозрачнейший кристалл
в груди со сладкой болью прорастал,
и стала я тобой  - ты мною стал».
«Я вижу звезды над тобой,
Ты подо мной  - цветы,
Твои объятия тесны –
Тепло от тесноты».

Стихи поэтессы наполнены образными сравнениями, порой немного грустные, но не унылые, всегда позитивные, как бы доказывающие, что жизнь прекрасна, во всех ее проявлениях

«Ты ползучими сплетнями, милый, подавлен,
Многолетними вязкими слухами сбит.
Если ты унываешь, то я и подавно,
И любовь, как старушка за спицами, спит
Будет мир, полный счастья, - невзгоды ничтожны.
Что молва нам, невинным, чья совесть чиста?!
Позабудь тех завистников, злых и дотошных,
Их с пути повернула кривая верста».

Творчество Фаризы Унгарсыновой  сочетает в себе нежность и трепетную мелодию чувства, напряженность страсти и патетику.  Фариза очень женственна, но в нежности ее поэтического слова выявляется властность и энергия. Лирика Унгарсыновой внешне не похожа ни на чью из современников и не на чью из предшественников. Фариза Унгарсынова классик казахской литературы. Её  отличает тончайший и всегда открытый многообразным звукам мира  художественный слух, ее воспаленная совесть.

Фариза Унгарсынова является живым продолжением национальной казахской литературы, её творчество прочно вошло в нее.

Сборник стихов Фаризы  надолго поселился на моей домашней книжной полке вместе с моими любимыми писателями Гоголем и Цвейгом, Бернсом и Асадовым, Джен Остен и Маргарет Митчелл. Её стихи можно читать и когда тебе хорошо и когда хочется плакать, потому что они дарят надежду

«Надежды ветер загудит – им паруса наполни». 


Вера Кладницкая

Комментариев нет :

Отправить комментарий