вторник, 8 октября 2013 г.

«Звездный час, подаренный судьбой»

Когда я искала материал для конференции, посвященной поэзии Фаризы Онгарсыновой, подумала, неужели в Северном Казахстане нет ни одного человека, кто знаком с нею лично, мог бы рассказать о своих впечатлениях от встреч с поэтессой. И вот удача (благодарю всеведущую науку библиографию) – нахожу -  в североказахстанском литературно-художественном журнале «Провинция» за 2010 год  преподаватель Петровской средней школы З.Т. Вдовина  в статье «Приглашение к радости» рассказывает о том, как познакомилась с Фаризой Онгарсыновой и как эта встреча изменила ее жизнь.
Появилось огромное желание пригласить ее на конференцию. Но Петровка – это далеко от Петропавловска, сначала надо ехать в районный центр  Тайыншу 70 км, затем в город больше 150 . Поделилась с директором, она  тут же созвонилась с районной библиотекой, они нашли телефон Зинаиды Тагировны , мы позвонили ей и она дала согласие участвовать в нашей конференции. В удачу не верилось до последней минуты, пока она не появилась в сопровождении методиста Тайыншинской  библиотеки у нас.
«Вы – наш почетный гость, Зинаида Тагировна. Когда мы обратились в отдел образования, чтобы пригласить учителей, они, узнав, что услышат Ваше выступление,  с большим желанием откликнулись,  Вы - известный в педагогической среде человек. Публикуетесь в методических журналах, давали открытый урок в городской  гимназии «Бест» по творчеству Фаризы.
И мы не ошиблись, рассказ З.Т.Вдовиной оказался той изюминкой, которая  всегда должна быть в хорошем мероприятии. «Я хочу поделить свой рассказ на две части. Первая – до встречи с Фаризой Онгарсыновой.
Все начинается с семьи. Мои родители – простые люди. Папа работал шофером. С каждой зарплаты он покупал книги. У нас собралась неплохая библиотека. Родители сами много читали и мне привили любовь к литературе. Книга сопровождает меня всю жизнь. Я мечтала стать библиотекарем, но закончила Кокчетавский педагогический институт и стала учителем русского языка и литературы. Как-то я давала урок «Женская поэзия», очень люблю поэзию, для меня этой самое высокое искусство. На уроке шла речь о лирике Цветаевой, Ахматовой, Ахмадулиной. И я подумала, а есть ли в Казахстане поэтессы. И вскоре мне на глаза попалось стихотворение «Разговор с историей»: «Мой век, возьми до капли жизнь мою, ты мне открыл незримые высоты…». Автор – Фариза Онгарсынова. Я начала искать ее сборники стихов,  они были созвучны  моему внутреннему миру.

«Как осудить спешат, что я стихами
Все о любви, о чувствах, о душе.
Стояло человечество веками
На острие любви, как на ноже»                                                                                                                               
 Хотелось узнать больше о ней самой. Позвонила в редакцию журнала «Простор» и мне дали ее рабочий телефон. Тогда Фариза Онгарсынова была депутатом Мажилиса Парламента. С большим трудом дозвонилась. На другом конце – недоверчивый, чуть с хрипотцой голос: «Слушаю вас». Я объяснила, что я обыкновенная сельская учительница, очарована ее поэзией, искала ее стихи на русском языке (русскоязычный читатель поздно открыл для себя поэзию Онгарсыновой), хочу сделать открытые уроки по ее творчеству. Было бы чудом встретиться с ней. «Приезжай». Приехала в Астану, встретились.  Я увидела невысокую худенькую женщину с несколько холодным взглядом. Но когда мы разговорились и я начала читать ее стихи – взгляд ее потеплел. «Когда я встречаю человека, который понимает мои стихи, я считаю, что нашла богатство». Беседа длилась около двух часов – мы расстались добрыми друзьями.
Я провела открытый урок по творчеству Ф.Онгарсыновой «Я жизнь должна стихом измерить» в своей школе, затем в Петропавловске в гимназии «Бест». Изредка я звонила, интересовалась здоровьем, работой.  И вот однажды раздается звонок из Астаны и меня приглашают на творческий вечер Фаризы Онгарсыновой. Вечер проходил в  зале Абая отеля «Континенталь». Собрались близкие, друзья поэтессы, истинные ценители ее таланта. Я скромно села в сторонке, но вдруг ко мне подходят и приглашают пройти за стол, где сидела сама поэтесса. Рядом со мною оказалась известная переводчица ( переводит стихи Онгарсыновой на русский язык), сама поэтесса – Т.Л.Фроловская. На таком теплом и дружеском вечере я никогда не была. Мне предоставили слово. Я рассказала, как открыла для себя и своих учеников творчество поэтессы и прочитала стихи:

«Пишу тоской, своей звездою
Пишу на поле бороздою,
И совестью своей пишу.
Дыханьем, болью разлитою,
 Стыдом, досадою, мечтою –
Всем, чем живу всем, чем дышу…»
        
Потом были изумительные подарки. Фариза Онгарсыновна , сняв со своего плеча и надев на мои, подарила великолепно расшитое пончо, которое греет меня ее теплом. Вы видите на мне этот подарок. В самые торжественные дни моей жизни я надеваю его. Когда я появляюсь в школе в пончо – дети уже знают, что будет какой-то праздник, или необыкновенный урок.  И сегодня, для меня большая честь участвовать в поэтической конференции, посвященной творчеству Фаризы Онгарсыновой  в Северо-Казахстанской областной библиотеке».
«После вечера в числе десяти самых близких друзей я была приглашена к Фаризе Онгарсыновне домой на чашку чая.  Мы беседовали, говорили о поэзии. Поэтесса заметила, что, к сожалению, люди все реже обращаются к поэзии, теряют духовность.  А ведь поэзия – нектар, которым питается душа».
Расставаясь, я  сказала: «Вот было бы счастье, если бы вы к нам приехали». Прошло какое-то время  и звонок от Фаризы Онгарсыновны: «Зина, я недалеко, отдыхаю в Окжетпесе. Я заеду к вам в школу». Это был праздник для всего Тайыншинского района.  Мы подготовили творческий вечер. Встреча с народным поэтом Казахстана была чудом и счастьем. Она привезла книги, подписывала их  и дарила всем желающим. Подарила мне сборник «Откровение» на русском языке с автографом: «Оставайтесь такой же искренней, прозрачной, какой я увидела Вас в первый раз» Онгарсынова.  Я благодарна судьбе за эту встречу, духовность питает меня, у меня другое богатство в душе.
На память о себе Фариза Онгарсыновна посадила березку. Дерево сейчас уже большое Дети знают, что береза посажена руками Фаризы. В школе висит баннер с ее словами:

«О, дай мне, жизнь
Неоценимый дар
Извечно ощущать твое горенье…»
 
Запись творческого вечера в селе Петровка Тайыншинского района с участием поэтессы мы посмотрели в зале, с экрана звучали стихи в исполнении самой Онгарсыновой, ее замечательное пение,  а в конце Зинаида Тагировна любезно подарила диск с записью  областной библиотеке им.С.Муканова.

Комментариев нет :

Отправить комментарий